В классическом танце используется термин «пируэт». Слово «pirouette» происходит от глагола «piroettare». Во французском языке обозначает полный оборот вокруг собственной оси. Пируэт относится к базовым движениям танца. Является разновидностью позиций с определенной постановкой рук и ног. В классике выполняется с особой четкостью. В сочетании с другими связывающими движениями выстраивает отточенный хореографический образ.
Пируэт как элемент хореографии
Пируэт – это изящное и легкое движение, представляющее собой поворот тела вокруг собственной оси. При этом исполнитель использует лишь одну опорную ногу, стоит на носке. Совершается полный круговой оборот на 360 градусов. Пируэты также называют турами.
Классификация пируэтов
Говоря о классической хореографии, следует выделить малые и большие пируэты. Обе разновидности состоят из трех базовых элементов. Это начальный толчок, непосредственно оборот и завершающее движение. При этом в каждом типе пируэта есть особенности:
- Малый оборот в балете обозначается как «petits». Танцор начинает вращаться из начальной позиции, в которой стопа опорной ноги прижата к лодыжке. Такое положение называется «sur le cou-de-pied». Вращение в такой вариации пируэта представляет собой единый композиционный прием. Сложность начала и завершения может различаться, осуществляться с разных подходов.
- Большой пируэт имеет название «grands». Главным отличием является отведение ноги под прямым углом в исходной позиции.
Пируэты используются не только в классике. В эстрадных номерах вращение имеет менее строгую технику. Пируэт выполняется более свободно, в том числе с разворотом бедер. В джазовом танце также есть свои особенности. Здесь пируэты выполняются с согнутыми коленями. Разница присутствует в положении головы и тела. Техника исполнения имеет нюансы также в акробатике, спортивных стилях танца.
Пируэт может быть однократным, когда поворот тела выполняется один раз. Бывает двукратным, многократным. Виртуозные движения из повторяющихся туров называют фуэте. При этом танцор после каждого разворота отводит ногу в сторону.
Вариативность направлений
Если танцор отталкивается для совершения оборота в сторону опорной ноги (например, стоит на правой ноге и проворачивается вправо), говорят о наружном направлении пируэта. Такой прием называется «en dehors». Вращение внутрь – это движение в сторону от опорной ноги. Такое исполнение пируэта имеет название «en dedans».
Иногда сложно обозначить точное направление вращения. Например, «tour soutenu» обозначает поворот на обеих ногах. В позицию V исполнитель может переходить с переменой опорной стороны. Прием «tours chaînés» отличается последовательным разворотом по 180 градусов со сменой направления.
Координация при вращении
Исполнение пируэта требует скоординированности движений тела, ног, туловища и головы. Задается правильный форс, т.е. разгон. Для этого танцор выполняет активные движения руками. Особенности пируэта:
- выполняются скручивающие обратные движения рук, которые синхронизируются с туловищем и свободной ногой;
- поворот головы сначала отстает от вращения, затем опережает движение;
- взгляд длительно фиксируется на произвольной точке перед собой.
Выполнение пируэтов требует от танцора хорошей физической формы. Важным условием является отточенность и утонченность движений.
Техника выполнения
Танцор выстраивает внутреннюю ось, вокруг которой происходит вращение. При толчке в начальной позиции корпус не должен разворачиваться в обратную сторону. Центр тяжести смещается на опорную ногу, плечи держатся при выполнении всех движений строго в одной плоскости. Главные особенности техники:
- подбородок всегда держится параллельно полу;
- голова находится на одной вертикальной оси с туловищем;
- мышцы тела максимально напряжены и скоординированы;
- руки слегка округляются;
- соблюдается идеальная осанка с выдержкой затылка и позвоночника в одной плоскости.
Благодаря многочисленным тренировкам танцоры оттачивают мастерство до совершенства. Достигается согласованность движений в пируэте, устойчивость на всех этапах вращения. При этом сохраняется ощущение естественности. В каждом движении важно сохранить чувство свободы и полета.