Модерн – это обобщённое название вида хореографии и танцевального искусства, который зародился в первой половине 20-го века и базируется на классическом танце на современный манер. Модерн сочетает в себе разнообразные танцевальные направления, включая джаз, а также детали акробатики, йоги, гимнастики и японских единоборств. Танец модерн имеет два основных направления:
- контемпорари – обозначает европейский танец модерн;
- постмодерн – термин предложен для наименования американского современного танца.
Главное различие всех техник модерна заключается в работе с весом тела, применении гравитации, концентрации внимания на центре тела и работе с ним, отсутствии стремления замаскировать усилия, используемые при движении. К танцу модерн применимы множество терминов, используются разнообразные техники, в том числе авторские, которые рассмотрим далее.
Основная терминология
Наиболее часто используемые термины в современном танце следующие:
- Изоляция – каждый участок туловища образует собой собственное обособленное поле и центр движения.
- Релиз – растяжение от центра тела может быть обособленным или обобщённым.
- Контракшен – сжимание к центру, в изоляции либо общее.
- Opposition и parallelisms – разные центры осуществляют движение в одном направлении, то есть параллельно, согласно данной технике танца. Но могут и в различных направлениях – по принципу оппозиции.
- Релаксация – нужна для изоляции, сопоставления расслабления и напряжения в различных центрах.
- Координация – техника предполагает единовременную активизацию и изоляцию ряда центров. Это лучшее из африканской техники танца, поскольку из отельных обособленных движений появляется новый образ движения.
- Коллапс – такое положение предполагает, что верхняя часть туловища до пояса наклонена немного вперёд вместе с головой, колени в согнутом положении, а нижняя часть корпуса свободно выступает назад.
- Бамп (bump) – толчок таза вперёд.
- Шейк – это трясущие движения спины и плеч.
- Боди – термин применим к туловищу, когда одновременно колени и верхняя часть корпуса согнуты.
- Multiplication– техника, параллельная изоляции. Как посредством изоляции туловище «разделяется» на свои центры, так и при multiplication простое целостное движение распадается на спектр движений. Step (мультипликационный шаг) именуется дублем. При применении двух или более движений это триппет.
- Кик – представляет собой пинок либо удар нижней конечностью. Кик допустимо использовать в разных комбинациях. Движение аналогично jete в классическом танце. Основное отличие – ступня может быть не только вытянута, но и сокращена.
- Скольжение (слайд) – это равномерное скольжение на обеих ногах либо нагруженной нижней конечности. По технике движение стартует от бёдер с согнутыми коленками.
- Падение (дроп) – весь корпус или его отдельные части падают в расслабленном состоянии вниз.
- Труст – толчок нижней конечностью.
- Пивот тур – это вращение на месте. В пируэтах в стиле джаз ноги сгибаются, левая конечность является рабочей, правая – опорной. Голова прижимается к груди, верх туловища находится в коллапсе. Руки располагаются перед грудью либо во 2-й позиции.
- Скиппинг тур – прыжок одновременно с поворотом. Движение включает шаги и прыжки. Шаг с подскоком правой нижней конечностью вправо, Левая ступня устанавливается крестообразно перед правой, идёт на подскок с подворотом на левой ноге.
- Эр тур – представляют собой прыжки одновременно с разворотом, прыжок с одной ноги на другую, отталкивание двумя конечностями. Ноги при этом согнуты, обязательно поддержание коллапса. Традиционные пируэты могут быть применены в сценической хореографии.
- Валкинг тур – движение представляет собой разворот с шагом. Можно выделить несколько разновидностей туров, однако в танце модерн применяются лишь 2 типа поворотов. Первый – это поворот нижней конечностью без отрыва от поверхности, второй – это отрыв обеих ног от пола при повороте.
- Рулон (боди ролл) – по такой технике движение всем телом осуществляется волнообразно. Корпус как бы преобразуется в рулон, начиная с головы. Руки опускаются вниз в позиции друп.
- «Резиновая нога» - это движение также именуется «чарльстон». Колени, бёдра и ступни по очереди поворачиваются внутрь и наружу.
- Стретчинг – упражнения на растяжку, выполняемые на этапе разминки перед танцем.
- Хоп – подскок.
- Лей аут – без изоляции корпуса поднимается выпрямленная нижняя конечность, туловище параллельно полу.
- Браш – вынос ноги на носок на 90 либо 45 градусов. Может использоваться в разных комбинациях.
- Твист – любое движение, сопряжённое с переменой вектора движения.
- Кэч стэп – тип шага, предполагающий перенос массы тела с одной ноги на другую.
- Зундари – перенос шейного отдела позвоночника вперёд, в сторону, назад. Зундари заимствовано из индийских танцевальных номеров. Голова при этом не должна двигаться, задействуются только шейные позвонки.
- Лимбо – наклон туловища настолько низко, что танцор почти прикасается к полу плечами.
- Дип боди бенд – наклон тела вперед свыше прямого угла.
- Флэт стэп – плоский шаг с согнутыми коленками.
- Свинг – движение предполагает раскачивание всего тела либо отдельных его частей.
- Лип – когда перепрыгивают с одной ноги на другую.
- Джамп – прыжок с двух ног по разным позициям.
- Пуш – толчок рукой, ногой либо любой другой частью тела.
- Ролл даун- туловище наклоняется вперёд.
- Ролл ап – подъём корпуса после roll down.
Основные техники движения
Танец модерн имеет богатую историю, и за всё время его существования созданы различные техники, отличающиеся по ряду параметров.
- Техника танца Мерса Каннингэма. Основной акцент делается на архитектуру тела в пространстве, артикуляцию воздуха, а также ритм. Хореограф Каннингэм в основу своей техники заложил идею о «линии силы», придающей телу естественные и непринуждённые движения. Особое внимание уделяется изгибам спины и разнообразным спиралям в сочетании с движениями ног, взятыми из техник классической хореографии.
- Техника танца Лестера Хортона. В её основе лежит увеличение спектра движений, развитие танцевальных возможностей любого тела. Техника включает комплекс тренировок для всех частей тела, в том числе даже языка и глаз.
- Техника Марты Грэм. Основное внимание направлено на восстановление, падение и раскрытие. Данной технике танца присуще применение сжатия в районе живота и таза, а также работа с поверхностью пола.
- Техника танца Хосе Лимона. Разработана на базе техники Хампри-Уэйдмана, у которых он обучался. Однако Лимон не повторил технику своих учителей танца, а сформировал авторскую, основанную на работе с весом, падении, использовании энергии и силы в движениях, регенерации баланса. Для данной техники танца характерно движение дыхания через корпус, ощущение тяжёлой энергии в теле, ощущение веса и его перемещение по рукам, ногам, туловищу. Это необходимо для обеспечения плавного перехода из одной позиции в другую. Техника, в основе которой лежит отражение и падение в динамике, особую роль отводит дыханию, особенно с позиции падения и восхождения. Техника Лимона включает такие элементы, как гравитация, импульс, работа с весом, ощущение энергии.
- Техника танца Хамфри-Уэйдмана. Создана основоположниками модерна в Америке Уэйдманом и Хамфри. Базой данной техники служит идея восстановления баланса и падения в теоретическом и практическом проявлении. Предполагается полное расслабление позвоночника, а движения осуществляются благодаря подъёму веса тела и падению. Таким образом движение происходит по синусоиде: застывание в точке кульминации – обратный возврат.
- Техника релиз. Данная техника танца базируется на естественных позициях тела и движениях. Для нее характеры принципы снижения напряжения с задействованием инерции для упрощения танцевальных пируэтов, а также правильное дыхание. Такая техника предполагает релиз (освобождение) отдельных мышечных групп, чтобы задействовать лишь те, которые нужны для танцевального номера. Посредством техники освобождения можно активно развить чувство собственного тела, что позволит расширить хореографические и физические возможности танцора. При овладении техникой движений «релиз» в работу при движениях включается практически вся анатомия человека. Теория основательно изучается в начале первого занятия, а далее формируется комплекс упражнений и определённых движений для танца. Данная техника модерна делает акцент на 3 основных программах, без которых не обойтись в современном танцевальном искусстве (гравитация, артикуляция дыхания, поддержание баланса). Значимый аспект релиза – обучение технике движений par terre, сдвижение баланса и падение.
Существуют также вспомогательные методы и техники модерна, такие как соматикс, метод Фельденкрайза, низкий полёт, анализ движения Рудольфа Лабана, метод пилатес, контактная и танцевальная импровизация, muller, кинезиология и т.д.
Школа танцев в Санкт-Петербурге «Тодес» предлагает окунуться в волшебный танцевальный мир и приглашает на обучение всех желающих с любым уровнем подготовки. Идёт набор как во взрослые, так и в детские группы. На занятиях вы разучите танцевальные движения под руководством опытных хореографов, научитесь лучше понимать собственное тело и разовьёте свои возможности.
На нашем сайте вы найдёте адреса всех наших танцевальных студий и сможете выбрать ближайшую к вашему дому. Если вы не знаете с чего начать обучение танцам, предлагаем записаться на одно пробное занятие прямо сейчас! Для этого позвоните нам или оставьте заявку онлайн – наши специалисты свяжутся с вами и предоставят необходимую информацию.